по информации портала https://minobr.orb.ru
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
В Красноярском крае реализуются мероприятия регионального плана, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся. На основании регионального и муниципального планов составлен и реализуется план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МБОУ «СШ №14» (Файл).
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
В 2021/2022 году обучающиеся 8 – 10 классов в возрасте от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев стали участниками регионального исследования «Оценка по модели PISA». В ходе проведения данного исследования проводилась оценка степени сформированности естественно-научной и математической грамотности.
Ежегодно у обучающихся образовательных учреждений Красноярского края проверяется уровень сформированности разных составляющих функциональной грамотности по результатам краевых диагностических работ (КДР). Так, уровень сформированности читательской грамотности проверяют у обучающихся 4 и 6 классов, математической грамотности – в 7 классе, естественно-научной грамотности – в 8 классе. В рамках итоговой диагностики у учеников 1 — 3 классов также оценивают уровень сформированности читательской грамотности.
Демоверсии КДР
(источник: https://coko24.ru/)
КДР по читательской грамотности (4 класс) | Файл |
КДР по читательской грамотности (6 класс) | Файл |
КДР по математической грамотности (7 класс) | Файл |
КДР по естественно-научной грамотности (8 класс) | Файл |