Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) — это это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС начали постепенно вводится в школах с 2009 года. С 2021 года начался процесс обновления ФГОС всех уровней образования.
ФГОС обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В целях обеспечения единства образовательного пространства РФ, идентичности содержания образовательных программ начального и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ОВЗ, приказами Минпросвещения РФ от 31.05.2021 г. №286 и №287 утверждены обновленные ФГОС НОО и ООО:
— Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» (ссылка)
— Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» (ссылка).
С 1 сентября 2022 года новые ФГОС начали действовать в каждой школе страны. В соответствии с региональным планом мероприятий по введению в образовательных организациях Красноярского края обновленных ФГОС начального и основного общего образования на 2022-2023 годы (файл), письмом Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска от 28.02.2022 №280-898 «О методических рекомендациях по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО» обучающиеся 1 — 5 классов МБОУ «СШ №14» были переведены на обучение по новым основым образовательным программам начального общего и основного общего образования.
Последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО на территории Красноярского края отражена в таблице:
Обзор ключевых изменений и новых возможностей ФГОС – 21
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
- Вариативность
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
- Планируемые результаты
В обновленных ФГОС более подробно описывают результаты освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные.
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий (УУД):
— овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
— овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних стандартах (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. В новых стандартах каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
- Пояснительная записка к Программе
В новом стандарте сформулированы единые требования к содержанию основной образовательной программы НОО и ООО. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО будут описаны механизмы реализации программы.
- Содержательный раздел Программ
Изменились требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей. В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
— рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
— программу формирования УУД;
— рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
- Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
- Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО).
- Программа формирования универсальных учебных действий
По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше.
На уровне ООО теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО).
- Предметные области и предметы (с изм. от 18.07.2022)
В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».
Скорректирован перечень обязательных учебных предметов на уровне основного общего образования: в него добавлен учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Учебный предмет будет вводиться поэтапно: с 2023/24 учебного года его начнут преподавать с 5-го по 9-й класс.
- Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
Изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе (для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО).
- Объем урочной и внеурочной деятельности (с изм. от 18.07.2022)
По обновленному ФГОС изменился объем аудиторной нагрузки:
Объем аудиторной нагрузки | ФГОС НОО | ФГОС ООО | ||
Было | Стало | Было | Стало | |
Минимум | 2904 | 2954 | 5267 | 5058 |
Максимум | 3345 | 3345 | 6020 | 5848 |
Уменьшился объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
- Особенности обучения детей с ОВЗ (с изм. от 18.07.2022)
Минпросвещения пояснило, что обучать школьников с ОВЗ следует не по ФГОС-21 НОО, а по специальным образовательным стандартам: ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для учеников с умственной отсталостью.
- Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Предшествующий ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
- Деление учеников на группы (с изм. от 18.07.2022)
Образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
- Информационно-образовательная среда
Доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО).
- Оснащение кабинетов (с изм. от 18.07.2022)
Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. По всем предметным областям школа должна оснастить кабинеты наглядными пособиями, картами, учебными макетами и специальным оборудованием, чтобы развивать компетенции учеников. Кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО), чтобы проводить опыты и экспериментальные работы. Также ФГОС допускает, что школы могут создать кабинеты со специальным оборудованием, которые интегрируют средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам.
- Обеспечение учебниками (с изм. от 18.07.2022)
Школа обязана выдавать ученику не менее одного печатного учебника по предметам:
- на уровне НОО: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки;
- на уровне ООО: русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика.
В печатной или электронной форме можно выдавать учебники по другим предметам и курсам из обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей учебного плана.
- Психолого-педагогические условия
В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО).
- Повышение квалификации педагогов
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО).
Переход МБОУ «СШ №14» на обновленные ФГОС НОО и ООО
Приказом директора школы от 10.01.2022 г. №01-05-021 создана рабочая группа по введению и реализации ФГОС начального и основного общего образования. В состав рабочей группы вошли члены администрации школы, руководители предметных и воспитательных кафедр, педагог – психолог и социальный педагог.
Подготовлена дорожная карта мероприятий по переходу на новые ФГОС НОО, ООО на 2022 – 2025 годы (файл).
Приказом директора школы от 18.03.2022 г. №01-05-167/1 в дорожную карту внесены изменения, связанные с переходом на обновленный стандарт обучающихся 2, 3 и 4 классов в 2022 – 2023 учебном году.
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732 (читать).
Реализация обновленного ФГОС СОО будет исполнятся посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1014 от 23 ноября 2022 года (читать). Федеральные основные образовательные программы (ФООП) — это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования.
Последовательность действий по введению обновленных ФГОС СОО на территории РФ отражена в таблице:
Особенности обновленного ФГОС СОО
1. Сокращение общего объема нагрузки
Нижняя граница количества часов за 2 года осталась без изменений — 2170, а верхняя граница уменьшилась с 2590 до 2516 часов.
2. Изменение перечня обязательных предметов
Количество обязательных предметов в учебном плане возросло с 11 до 13. К ним относятся: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Из списка обязательных предметов исключена астрономия.
3 предмета обучающиеся будут изучать по заявлению родителей (законных представителей) в зависимости от возможностей школы: родной язык, родная литература, второй иностранный язык.
Минимум 2 предмета будут изучаться на углубленном уровне по всем учебным планам. При этом не вводить изучение предметов на углубленном уровне разрешается только в учебном плане по адаптированной основной образовательной программе.
3. Изменение состава предметных областей
С 01.09.2023 года учебный предмет «Математика» будет включать курсы: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика.
Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивную физическую культуру» для учебных планов адаптированных основных образовательных программ.
Предметы «Астрономия», «Право», «Экономика», «Экология», «Естествознание» перестали быть отдельными; их интегрировали в базовые учебные предметы — физику, обществознание, биологию и химию.
4. Корректирование планируемых результатов
Личностные результаты формируются на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями. Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания.
Метапредметные результаты расширили по сравнению с предыдущей версией стандарта и конкретизировали по видам универсальных учебных действий. Данный вид результатов сгруппировали по трем направлениям: познавательные УУД (базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией), коммуникативные УУД (общение, совместная деятельность), регулятивные УУД (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других).
Предметные результаты расширили и определили четкие требования по каждой учебной дисциплине. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология.
5. Уточнение требований к программе коррекционной работы
Изменились названия всех 5 разделов в программе коррекционной работы. Изменились направления программы коррекционной работы:
- корректировка недостатков психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, инвалидностью; преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы;
- оказание психолого-педагогической помощи и поддержки школьникам.
6. Предъявление требований к условиям использования электронной информационно — образовательной среды (ЭИОС)
В предыдущей версии стандарта к ЭИОС не предъявлялось требований. В новой версии описаны условия использования ЭИОС: безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, цифровых образовательных ресурсов, которые использует школа; организация образовательной деятельности в соответствии с СанПиН.
Материально — технические условия использования ЭИОС также должны соответствовать СанПиН.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
Переход МБОУ «СШ №14» на обновленные ФГОС СОО
Приказом директора школы от 14.04.2023 г №01-05-215 создана рабочая группа по введению и реализации обновленного ФГОС среднего общего образования. В состав рабочей группы вошли члены администрации школы, методист, представители научно — методического совета школы, педагог — психолог и заведующий школьной библиотекой.
Подготовлена дорожная карта мероприятий мероприятий по обеспечению перехода на обновленный ФГОС СОО на 2023 — 2023 годы (файл).